|
Фотофонд
В Государственном музее Л.Н.Толстого
в Москве хранится около 26
тысяч экземпляров фотографий основного фонда. Музей
обладает не только самым полным собранием фотографий Л.Н.Толстого
(около 12 тысяч экземпляров), но и уникальными и многообразными
фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством
писателя.
Основанием фотофонда музея послужили экспонаты Толстовской выставки,
открывшейся в 1911 г. на общественных началах в Историческом музее
в Москве. Владельцы фотографий (среди них К.К. Булла, Ф.Т. Протасевич,
фирма «Шерер, Набгольц и К», снимавшие Толстого) подарили их постоянному
музею Л.Н.Толстого, который открылся в
1911 году в Москве на Поварской улице, а в 1921
году перешел в ведение государства. На основе постановления
Совнаркома СССР 1939 года
о сосредоточении в Гос. музее Л.Н.Толстого в Москве всех материалов,
связанных с его жизнью и творчеством, фотофонды пополнились новыми
материалами из разных музеев страны. Особую ценность среди них представляют
фотографии и негативы С.А. Толстой, жены писателя, полученные музеем
из Ясной Поляны, Библиотеки им. В.И.Ленина (бывшего Румянцевского
музея), Исторического музея: их мог видеть Л.Н. Толстой, держать
в руках; на них есть надписи и пометки членов семьи писателя.
В дальнейшие годы крупные и значительные по содержанию поступления
были из архивов В.Г. Черткова,
внучки Толстого С.А. Толстой-Есениной,
сына и внука писателя С.Л. и
С.С. Толстых, правнука А.И.
Толстого, знакомых семьи Толстых – Х.Н.
Абрикосова, П.Н. Буланже, П.А. Сергеенко, Н.Н. Гусева, а
также из архива К.С. Шохор-Троцкого
и других.
Фотографическая толстовиана музея многочисленна и разнообразна.
Это целая фотолетопись жизни писателя, которая создавалась на протяжении
60-ти лет – от первого дагерротипного изображения до фотографий,
полученных в результате моментальной съемки.
Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные
отпечатки на посеребренной металлической пластине) 1849
и 1854 годов ( из 4-х известных нам дагерротипов
писателя три находятся в нашем музее) и первые фотографии в современном
значении этого слова, т.е. отпечатки на бумаге, работы С.Л.
Левицкого, М.Б. Тулинова, И. Жерюзе (1856,
1862 гг.). В дальнейшем, по мере совершенствования
фототехники и роста популярности Толстого, его фотографий становилось
все больше, особенно много в первое десятилетие ХХ века.
Л.Н. Толстой. 1849 г.
Петербург. Дегерротип
В. Шенфельдта |
Л.Н. Толстой-поручик. 15
февраля 1856 г.
Петербург. Фотография С.Л. Левицкого. |
Л.Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм,
корреспонденты газет и журналов, члены его семьи, родственники,
друзья, знакомые и случайные посетители.
НАВЕРХ
В 1870-ее годы изображений
писателя по-прежнему мало. Автор «Анны Карениной» предстает
перед нами в фотографиях профессионала И.Г. Дьяговченко (1876
г) и М.М. Панова (1878-79 гг.). |
|
Л.Н. Толстой.
1876 г. Москва.
Фотография Г.И. Дьяговченко.
|
|
В 1880-е –90-е годы в документальной иконографии
писателя среди профессиональных фотографов особое место занимает
фирма «Шерер, Набгольц и К», которая снимала Толстого и его
семью на протяжении почти четверти века. Большинство фотопортретов
писателя были сделаны по инициативе Софьи Андреевны для подготовляемых
ею собраний сочинений мужа. В эти же годы появляется множество
любительских снимков Толстого, что было связано с упрощением
техники фотографирования. |
Л.Н. Толстой.
1885 г. Москва.
Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К».
|
НАВЕРХ
Первые любительские изображения писателя (за исключением
автофотопортрета 1862 г.) были сделаны соседом по имению князем
С.С. Абамелеком-Лазаревым (1884 г.), другом семьи М.А. Стаховичем
(1887 г.) и женой С.А. Толстой (1887 г.). Первые два автора создали
целые фотоколлекции – портреты Толстого, его семьи, родственников
и гостей Ясной Поляны; многие снимки носят жанровый характер, передающий
эмоциональную атмосферу яснополянской усадьбы.
Л.Н. Толстой рядом со своими
скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна.
Фотография Е.С. Томашевича.
|
В 1890-е годы, помимо уже упомянутых С.С. Абамелека-Лазарева
и С.А. Толстой, писателя фотографировали Адамсон, Е.С. Томашевич,
Ю. Стадлинг (шведский журналист), П.Ф. Самарин, П.И. Бирюков,
Д.И. Четвериков, художник Н.А. Касаткин, П.В. Преображенский,
сын писателя Илья Львович и другие. Все они запечатлели важные,
значительные моменты общественной деятельности писателя, его
занятий и интересов: Толстой на косьбе с яснополянским крестьянином;
составляет списки голодающих в Бегичевке Рязанской губернии;
среди единомышленников на хуторе в Русанове Тульской губернии;
у балаганов на Девичьем поле в Москве… |
Л.Н.
Толстой у
балаганов на Девичьем поле. 1892 г. Москва. Фотография
И.Л. Толстого. |
 |
Одни авторы создали проникновенные портреты писателя, как,
например, П.И. Бирюков, другим удалось передать непосредственность
уловленного мгновения, как, например, «вертикальный шпагат»
Толстого, садящегося на лошадь, на снимке художника Н.А. Касаткина.
|
|
Л.Н.
Толстой садится на лошадь. 1897 г.
Ясная Поляна. Фотография Н.А. Касаткина.
|
НАВЕРХ

|
Самое большое количество фотографий Л.Н. Толстого
было сделано в 1900-е годы, когда появились моментальные аппараты.
Среди авторов – близкие писателю люди: жена Софья Андреевна,
дочери Мария и Александра, сын Илья; друзья и знакомые: В.Г.
Чертков, Д.А. Олсуфьев, П.И. Бирюков, Д.В. Никитин, И.М. Бодянский,
Д.А. Хирьяков, П.А. Сергеенко и многие другие.
На их снимках Толстой предстает нам в непринужденной, доверительной
обстановке, в кругу семьи и гостей, единомышленников и знакомых,
за работой и на прогулке, в Ясной Поляне, Москве и других местах.
Психологические камерные фотопортреты чередуются с динамичными,
передающими экспрессию момента или отдельного сюжета снимками.
|
Л.Н.
Толстой.1903г.
Ясная Поляна.
Фотография А.Л. Толстой.
|
В 1901 году в связи с «Определением Святейшего
Синода» об отпадении графа Л.Н. Толстого от православной церкви
официально было запрещено снимать и распространять изображения
писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов
немного. По-прежнему заказывала портреты мужа С.А. Толстая фирме
«Шерер, Набгольц и К». В 1903 году в 75-летний юбилей Л.Н. Толстого
его сын Илья Львович пригласил в Ясную Поляну своего друга,
профессионального фотографа Ф.Т. Протасевича, который сделал
много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летнего
юбилея писателя (1908 г.) в Ясную Поляну приехал петербургский
фотограф от «Нового времени» К.К. Булла с сыном. За два дня
они создали целую предъюбилейную коллекцию, до сих пор изумляющую
зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически
емкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и
интерьеры усадьбы, ее окрестностей. |
Л.Н. Толстой верхом
в окрестностях Ясной Поляны.
1908 г. Фотография К.К. Буллы.
|
 |
Л.Н. Толстой. Единственный
цветной фотопортрет писателя, явившийся и первым цветным фотопортретом
в России. Май 1908 г. Ясная Поляна.
Фотография С.М. Прокудина-Горского.
|
Последний профессиональный снимок Толстого в Ясной
Поляне был сделан фотографами фирмы «Отто Ренар», которые в 1909
году приезжали в Ясную вместе с представителями фирмы «Граммофон»,
желающими записать голос «патриарха русской литературы».
Хроника поездок Л.Н. Толстого в 1909 и в 1910 годах к другу В.Г.
Черткову в подмосковное Крекшино, к дочери Т.Л. Сухотиной в Кочеты,
последнего посещения писателем Москвы в сентябре 1909 года нашла
отражение (помимо снимков В.Г. Черткова и Т. Тапселя) в фотографиях
профессиональных мастеров С.Г. Смирнова, А.И. Савельева, фирмы «Ю.Мебиус»,
в кинокадрах А.О. Дранкова, Ж.Мейера ( фирма «Пате»); ими же сняты
траурные дни ноября 1920 года в Астапове и Ясной Поляне, которые
запечатлели также профессионалы Т.М. Морозов, Ф.Т. Протасевич и
кинооператоры фирмы А.А. Ханжонкова.
Самыми значительными коллекциями толстовской иконографии являются
работы жены писателя С.А. Толстой и его друга В.Г. Черткова – и
по количеству снимков, и по разнообразию сюжетов.
НАВЕРХ
Фотографии С.А. Толстой (около 1000 сюжетов)
– своеобразная летопись последних двадцати лет жизни Л.Н. Толстого
(1887-1910 гг.). Её фотокамера фиксировала и важные события,
и будничные, прозаические. На её фотографиях мы видим Льва Толстого
за работой, на отдыхе, в кругу семьи и гостей, с видными деятелями
культуры; другие излюбленные сюжеты ее снимков – портреты детей
и внуков, родственников, многочисленных гостей, пейзажи любимой
ею Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни. На многих фотографиях
работы С.А. Толстой запечатлен и сам автор, так как снимала
она дорожной камерой, которую устанавливала на штатив. |
С.А. Толстая. 1901г.
Ясная Поляна |
Л.Н. и С.А. Толстые со
скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком В.В. Стасовым.
1900 г. Ясная Поляна.
Фотография С.А. Толстой.
|
Среди фотографий, отмеченных
некоторой статичностью композиции, в ее фотоколлекции немало
и таких снимков, которые ярко и живо
«выхвачены» из повседневных будней яснополянской или Фотография
С.А. Толстой.
московской жизни семьи, где «всякий момент, по словам И. Репина,
был глубоко интересен – как может быть только у Толстых».
Коллекция С.А. Толстой неравнозначна по технике исполнения
( у нее не было даже специальной комнаты для обработки фотографий),
но по характеру сюжетов, передающих полнокровный образ жизни
Л.Н. Толстого, атмосферу, в которой он жил, она непревзойденна.
|

Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома1909
г. Фотография С.А. Толстой |
Л.Н. и С.А. Толстые
в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910 г. Ясная Поляна.
Фотография С.А. Толстой. Последний снимок Л.Н. Толстого. |
Друг и единомышленник Толстого В.Г. Чертков создавал
свою фотоколлекцию ( около 360 сюжетов) всего пять лет (1905-1910
гг.). Прежде всего он пытался выразить средствами фотографии
особенность и сложность духовного облика Л.Н. Толстого. Отсюда
его пристрастие к крупноплановому портрету, к темам «Толстой
и природа», «Толстой и народ», через которые, по его мнению,
более всего раскрывалась личность писателя. Немногим из любителей,
не говоря уже о профессионалах-фотографах, были доступны в такой
мере, как Черткову, минуты, когда можно было «подсмотреть» и
снять крупным планом лицо Толстого во время непринужденной беседы,
наедине со своими мыслями, в момент творчества. Моментальные
аппараты давали возможность Черткову снимать целые серии одновременных
крупноплановых портретов Льва Николаевича. Каждая «лента» таких
снимков (в музее 10 таких серий) передает лицо Толстого в движении,
в бесконечном разнообразии его выражения. Некоторые из фотопортретов
работы Черткова по своей психологической емкости и степени обобщения
могут соперничать даже с лучшими живописными и графическими
изображениями писателя, восхищая нас и совершенством технического
исполнения (проявлял и печатал снимки профессионал Т. Тапсель,
специально приглашенный Чертковым из Англии).
|
Л.Н. Толстой. 1907 г. Ясная
Поляна. Фотография В.Г. Черткова |
Л.Н. Толстой с А.Л. Толстой.
1908 г. Ясная Поляна.
Фотография В.Г. Черткова. |
Л.Н. Толстой с внучкой
Танечкой Сухотиной .
1908 г. Ясная Поляна.
Фотография В.Г. Черткова. |
Л.Н. Толстой идет вдоль
вспаханного поля около деревни.
1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.
|
Ценность фотофонда представляет уникальная коллекция
дагерротипов (портреты Л.Н. Толстого, его родственников, друзей
и знакомых) 1844-1856 гг. работы В. Шенфельдта, К.П. Мазера, А.Я.
Давиньона, М.А. Абади, Н.А. Пашкова, братьев Блюменталь. Все семнадцать
дагерротипов дошли до нашего времени в хорошем состоянии, за исключением
18-го, частично утратившего изображение.
Среди большого количества фотографий разных лиц из окружения Л.Н.
Толстого в музее хранятся фотоальбомы представителей светского общества
1850-х-1870-х гг. из архивов Чертковых, Паниных, Левашовых, Воронцовых-Дашковых;
альбомы «фотопортретов августейших особ и лиц, известных в России»
Г. Деньера (1865 г.).
В разделе «Разные места» следует отметить крупноплановые снимки
видов Кавказа, сделанные фотографами и топографами Главного штаба
Кавказской армии 1850-х-1860-х годов, альбом светописей графа Ностица
(1896 г.) с видами Москвы и Крыма.
Фотографии лиц и мест, связанных с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого,
составляют около 2/3 общего количества снимков, но как ни велика
эта часть основного фотофонда, границы ее расширения беспредельны
– так много вобрал в себя Толстой, так широки и многообразны были
его связи.
Л.Н. Толстой. 19 мая 1910
г. Кочеты.
Фотография В.Г. Черткова. |
НАВЕРХ
|