|
КНИЖНЫЙ КИОСК МУЗЕЯ ТОЛСТОГО ПРЕДЛАГАЕТ

 |
Бехтерева Л. А. Духовно-нравственный подвиг Льва Николаевича Толстого.- Новосибирск, 2003.- 56 с.
Краткая биография Толстого. «Школа Толстого» в Ясной Поляне и современные «Школы Толстого» в России и в Японии. Религиозно-нравственные взгляды Толстого. Толстой и Церковь. Болезнь Толстого в 1900-1901 гг. и «сон-видение» М. Н. Толстой. Роль Толстого в освободительном движении Индии. Размышления о Толстом Е. П. Блаватской, Н. К. Рериха, А. Ф. Кони, А. М. Горького, Л. М. Леонова.
|
 |
Розанов В. В. Загадки русской провокации : Статьи и очерки 1910 г. / Сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина и В. Н. Дядичева.- М.: Республика, 2005.- 494 с.
Из содерж.: О Толстом: Язычество и христианство в Ясной Поляне: [К уходу Толстого].- С. 383-388; Где же «покой» Толстому?: [Толстой и В. Г. Чертков].- С. 393; Перед гробом Толстого: [Значение Толстого для России, отношение к нему Церкви].- С. 394-395; Речи в «Речи»: [Отклики на смерть Толстого].- С. 395-396; Л. Н. Толстой и Н. Я. Грот: (Предсмертные мысли Л. Н. Толстого): [Толстой о Н. Я. Гроте, философии, морали и жизни в письме к К. Я. Гроту от 18 сент. 1910 г.] – С. 399. 401-407; Толстой и крапивенские аборигены: [Профессор Московской духовной академии С. С. Глаголев о Толстом и восприятии его личности и идей жителями Крапивенского уезда Тул. губ.] – С. 432-436. |
 |
Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа / Сост. П. В. Алексеев.- М.: Республика, 2005.- 368 с.
В книгу вошли работы философа, богослова, историка русской общественной мысли Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962) о творчестве русских мыслителей и писателей – Гоголя, Достоевского, Л. Толстого, Вл. Соловьева, Розанова, Бердяева и других. На основе анализа огромного фактического материала В. В. Зеньковский показывает органическую взаимосвязь национальных и европейских начал в развитии русской мысли, определяет степень влияния на нее философских учений Запада, выявляет оригинальность и глубину философствования лучших представителей русской культуры. Большинство работ Зеньковского, вошедших в книгу, в нашей стране издаются впервые.
В работе «Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры у русских мыслителей» о Толстом глава «Н. Н. Страхов. Л. Н. Толстой. Н. К. Михайловский» (с. 86-101). В разделе «Философские этюды» статья «Л. Толстой как мыслитель: (К диалектике его идейных исканий)» (с. 300-308). |
 |
О литературе, писателях и читателях: Сборник научных трудов памяти
Г. Н. Ищука. Выпуск 2 / Тверской гос. ун-т. Кафедра истории рус. лит.; Сост. М. В. Строганов, А. Ю. Сорочан.- Тверь: Золотая буква, 2005. – 259 с.
Сборник посвящен памяти известного ученого Геннадия Николаевича Ищука (1924-1986). Г. Н. Ищук – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Калининского гос. университета с 1975 по 1986 г. Его исследования посвящены в основном творчеству Л. Н. Толстого, проблемам художественного восприятия его произведений.
Большинство статей рассматриваемого сборника раскрывают также проблемы читательского восприятия. Среди них следующие статьи, посвященные Толстому: А. Ю. Сорочан «Читатель в гостях у писателя. Визит Г. П. Данилевского в Ясную Поляну: тема и вариации», А. Н. Полосина «Образ Вольтера в восприятии Л. Н. Толстого», М. М. Кедрова «Концепция читателеведческого исследования «Войны и мира» в трудах Г. Н. Ищука». Творчеству Толстого, проблематике и поэтике его произведений посвящены следующие статьи сборника: Л. В. Чернец «Гений… дает искусству правила» (О художественных открытиях Л. Н. Толстого)», Л. Н. Скаковская «Традиции Л. Н. Толстого в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный» (К проблеме интерпретации сюжета)», И. Н. Исакова «Персонаж как система номинаций в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого», В. З. Горная «Учителя, спутники жизни, «духовные братья» в творческом сознании Л. Н. Толстого», А. П. Ауэр «О поэтике «Записок сумасшедшего» Л. Н. Толстого», М. Ю. Белянин «Художественная специфика образа человека в позднем творчестве Л. Н. Толстого», А. С. Кондратьев «Основы христианской поэтики романа Л. Н. Толстого «Воскресение». |

 |
Л. Н. Толстой и Ф. И. Тютчев в русском литературном процессе:
Коллективная монография / Моск. гос. педагогический университет.- М.: Прометей, 2004.- 143 с.
Содерж.: Статьи: Николаева Е. В. От ранних драматических опытов к «Анне Карениной»; Щербакова М. И. Л. Н. Толстой и Н. Н. Страхов. К вопросу о творческих взаимосвязях; Сапченко Л. А. «Маша, или счастливое раскаяние» (к литературной генеалогии героини «Семейного счастия»); Нестерова Т. П. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и в русской поэзии периода антинаполеоновской кампании; Шафранская Э. Ф. Архетипическая семантика детали в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»; Фатюшина Е. Ю. Финал повести «Альберт»: обманчивая ясность толстовского текста; Минералова И. Г. Слово Льва Толстого в словесности русского ХХ века (Л. Н. Толстой в художественном сознании М. М. Пришвина); Целкова Л. Н. К вопросу о «литературных сквозняках» в романе В. Набокова «Король, дама, валет» (Набоков и Толстой); Храповицкая Г. Н. Л. Н. Толстой и Скандинавия; Романичева Е. С. Образ Николая Ростова глазами читателей разных эпох, или критика как путешествие по тексту на уроках литературы; Дановский А. В. Лев Толстой как детский писатель – патриот и чуткий психолог детства; Черноземова Е. Н. «Лев Толстой очень любил детей…»; Толстогузов П. Н. Поэтика обращений в лирике Тютчева; Прокофьева Н. Н. Славянский мир в поэзии Ф. И. Тютчева и А. Н. Майкова. |
 |
Щербенок А. Деконструкция и классическая русская литература: От риторики текста к риторике истории.- М.: Новое лит. обозрение, 2005.- 232 с.
В книге на примере четырех писателей – Л. Толстого, Чехова, Бунина и Набокова – рассматриваются механизмы конструирования истории русской литературы Х I Х – ХХ вв.
Из содерж.: Главы о Толстом: Толстой: [«Люцерн», «Альберт», «Три смерти»] - С. 29-65; История литературы: Толстой: [Толстой как представитель классического русского реализма].- С. 66-79; Чехов и Толстой [«Смерть Ивана Ильича» Толстого и «Архиерей» Чехова].- С. 105-107; Бунин и Толстой: [«Господин из Сан-Франциско Бунина» и «Смерть Ивана Ильича» Толстого].- С.127-131. |

 |
Лев Толстой принадлежит к тем – по определению В.В.Розанова – «вечным спутникам» человечества, о которых сколько не читай – все мало, и литература о которых неисчерпаема. Среди книг о великом писателе, предлагаемых сегодня Государственным музеем Л.Н.Толстого в Москве монография В.А.Жданова «Любовь в жизни Льва Толстого». Написанная в конце 20-ых годов прошлого века она стала библиографической редкостью и впервые переиздана уже в наши дни. Иван Бунин, ознакомившийся с книгой в эмиграции, писал в 1938 году: «Я только теперь прочел ее и хотел бы сказать, как благородна, умна, редка она». Повествуя, казалось бы, об интимнейшем, Жданов нашел высоко достойный тон, не обходя при этом «острых углов» и нигде не впадая ни в пошлость, ни в ханжество. Монография сама читается как старинный любовный роман и приобщает нас к внутреннему миру Толстого, в котором вызревали многие сюжеты и фабулы его прославленных произведений…
|
 |
 |
Другое предлагаемое Музеем издание – объемный «Толстовский ежегодник» 2001 года (главный редактор – директор Музея В.Б.Ремизов). Это издание подхватывает, точнее возобновляет, дореволюционную культурную традицию: первый «Толстовский ежегодник» вышел еще в 1911 году. При советской власти, однако, стилизовавшей Льва Толстого, впрочем как и большинство других отечественных классиков, под революционного демократа, объективное научное «толстоведение» было невозможно: идеология искажала науку. Вышеупомянутый «Ежегодник» – первый с дореволюционных времен: объемная, многостраничная и на редкость интересная книга. Особо следует выделить материалы любимой дочери писателя Александры Львовны Толстой (само имя которой было в СССР под запретом), касающиеся одной из самых загадочных страниц жизни нашего гения: «Об уходе и смерти отца», «Почему ушел Л.Н.Толстой из Ясной Поляны» и т.п., а, так же, раздел «Проблемы мировоззрения и творчества», погружающий читателя в глубины духовного мира Льва Толстого.
На выходе следующий том «Ежегодника», который с нетерпением ждут не только отечественные, но и зарубежные исследователи и почитатели писателя.
НАВЕРХ
|
 |
 |
Не оставляет равнодушным посетителей толстовских мест в Москве и хорошо иллюстрированная брошюра «Лев Толстой в Хамовниках» , лишний раз напоминающая нам, что Толстой – это отнюдь не только Ясная Поляна, но и Москва, являющаяся органичной частью его жизни и творчества. Прочитав ее, мы узнаем много милых подробностей, связанных с городским бытом писателя и его семьи.
Именно Москвой напитаны многие памятные страницы толстовских произведений. Ей посвящены как тягостные так и радостные раздумья писателя. Все это нашло свое отражение в хранящемся в архивах Музея богатейшем рукописном наследии. Его исследование и изучение будет продолжено московскими толстоведами в ближайшие годы, что найдет свое отражение в новых монографиях, ежегодниках и брошюрах. |
|
|
ИВАН НАЖИВИН
«ДУША ТОЛСТОГО»
Москва. ИТРК. 2003 год.
Написанный восемь десятилетий назад в эмиграции известным отечественным прозаиком Иваном Наживиным документальный роман «Душа Толстого» впервые издан на родине.
«Лет пятнадцать моей жизни,- пишет в предисловии к своей книге автор. – прошли под знаком Толстого. Почти десять лет я был лично близок к нему, видел его жизнь, видел его душу, то светлую, то бурно мятущуюся и всегда взволнованную жизнью. И мне хочется рассказать о нем, об этом трагическом строителе все не строящейся веси Господней.» В небольшую по объему книгу вместилась вся жизнь Толстого, все его религиозные искания и метания – как виделись они Наживину. Взгляд на Толстого, взгляд на Россию – из изгнания, взгляд человека, за которым великий писатель признавал «живой, незасоренный ум»… И теперь отечественный читатель имеет возможность убедиться в этом. Как и в том, что у Наживина был яркий публицистический темперамент. Так что даже некоторые противоречивые суждения его (например, об Анне Львовне Толстой) имеют то достоинство, что принадлежат человеку не равнодушному, а изнутри знакомому с разрабатываемой им проблематикой.
|
 |
 |
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
«Я ВЕРЮ»
«Вся Москва» 1990 год.
Религиозные убеждения и представления Льва Толстого имеют отнюдь не только исторический интерес. Здесь – ключ к психологии великого русского писателя: она – в соответствии с отечественной культурной традицией – не отделима от поиска метафизической истины, без которой жизнь не имеет смысла. И Лев Толстой не ограничился только написанием блистательных эпических художественных произведений, он стал религиозным мыслителем, «учителем жизни». Великий романист жил в постоянном религиозном беспокойстве, поиске правды, жажде привнесения в человеческие отношения высокой христианской морали. Безусловно, в этом поиске были и поучительная искренность, и сердечная глубина. Религиозные работы Толстого воспринимаются в наши дни не как уводящие от православной Церкви, но – как важная и надежная ступень для прихода в нее, как призыв к христианизации всего жизненного уклада. Толстой, если можно так выразиться, окормляет моралью, меняет к лучшему сам состав личности поверившего ему читателя.
|
 |
|
ИЛЬЯ ТОЛСТОЙ,
СВЕТЛАНА СВЕТАНА – ТОЛСТАЯ
«ПУТИ И СУДЬБЫ. ИЗ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ»
Москва. Издательство ИКАР. 1998 год
«Судьба этой большой семьи во многом общая с судьбами тысяч семей в России и семей, оказавшихся после революции и гражданской войны вне родины» – говорится в предисловии к данной «семейной хронике».
Да, это так, но не стоит забывать какая у этой «большой семьи» интеллектуальная и духовная завязь: Лев Толстой. Судьба его потомков, действительно разделивших участь их современников в СССР и за рубежом, нам, по понятным причинам, особенна интересна. Книга снабжена целым альбомом редких, подчас впервые обнародованных фотографий членов семьи Толстого и вводит в оборот часть эпистолярного их наследия… Написанная в жанре документальных очерков, она читается как увлекательное художественное произведение. |
 |
 |
И.Б.МАРДОВ
«ЛЕВ ТОЛСТОЙ. НА ВЕРШИНАХ ЖИЗНИ»
«Прогресс – Традиция» Москва, 2003 год.
Не секрет, что большинство читателей Льва Толстого, признавая художественную гениальность писателя, скептически относятся к его религиозно – философским исканиям. В этом отчасти виноват сам Толстой. Он вступил в конфликт с повседневной практикой русской религиозной жизни, с Православной Церковью, как с не всегда бескорыстным посредником между человеком и Богом. И все же главное у Толстого – мыслителя не это, а его религиозный пафос, поиск, неустанное умственное и сердечное беспокойство и ясное понимание, что без Бога нет и полноценной личности человека.
Понять и по-новому оценить христианскую мысль Льва Толстого, наконец, просто узнать ее во всей полноте и не проходящем актуальном смысле – помогает изданная в 2003 году в Москве в издательстве «Прогресс - Традиция» монография И.Б.Мардова «Лев Толстой. На вершинах жизни». Автор описывает мировоззрение Толстого не как холодный наблюдатель, но и не как восторженный адепт - неофит. Мардов нашел верный тон, равновесную композицию и острый интеллектуальный сюжет, буквально затягивающий читателя в духовный мир великого человека. Закрываешь книгу другим, чем когда ее открывал. Ведь напоминает о главном – о смысле жизни и духовном существе человека.
НАВЕРХ |
 |
 |
«НЕИЗВЕСТНАЯ АЛЕКСАНДРА ТОЛСТАЯ»
Москва. Издательство ИКАР. 2001 год
После того, как в 1948 году в газете «Правда» был опубликован «протест членов семьи Л.Н.Толстого против шпионской деятельности изменницы Родины Александры Толстой в Америке», вырванный у них силой под угрозой ареста – имя любимой дочери великого писателя оказалось в Отечестве на сорок лет под запретом. Только в наши дни прояснился масштаб этой выдающейся женщины, стало обнародоваться ее творческое наследие… Книга «Неизвестная Александра Толстая» включает в себя пронзительные и яркие письма дореволюционного, советского и эмигрантского периодов ее жизни, а также главы из неоконченного романа «Предрассветный туман» и избранные тексты выступлений по американскому радио – на Россию. Деятельность Толстой за границей – неустанная филантропия, помощь бедным; одним словом, дочь Толстого оказалась достойным продолжателем дела своего великого отца, лучшим пропагандистом его наследия. В ней удивительным образом совмещались свободолюбие и смирение, простота и культура, сердечная отзывчивость и твердость характера.
…Однажды после отъезда юной Саши в Крым на лечение Лев Толстой записал в дневник: «Мне не хватает ее души». Если можно так выразиться, души Александры Львовны не хватало и не хватает и всей нашей многострадальной России. Но душа ее возвращается к нам плодами ее подвижнической жизнедеятельности. |

Вышел в свет «Толстовский ежегодник» (2002). Издание насчитывает более 550 страниц. Уникальность данного сборника в том, что в нем впервые опубликованы дневники Александры Львовны Толстой за 1903, 1904, 1906 и 1907 годы, а также письма Максимилиана Волошина к внучке Толстого Софье Андреевне Толстой-Есениной. Кроме того, на страницах сборника читатель найдет письма А.Ф.Фета, всегда такие интересные и поучительные. Как и в первом «Толстовском ежегоднике» (2001), в очередном издании в основном сохраняются уже привычные рубрики. В «Толстовском ежегоднике» (2002) воспроизводятся материалы Толстовских чтений, посвященных 150-летию начала творческой деятельности писателя, в нем представлены публикации по изобразительным фондам музея, новые материалы по теме «Л.Н.Толстой его окружение». Вниманию читателей предлагается большое количество фотографий и изображений документов.
«Толстовский ежегодник» (2002) поступил в продажу 1 декабря 2004 г. Тираж – 1000 экземпляров, цена – 195 рублей.
Принимаются заявки на «Толстовский ежегодник» (2003), который предположительно выйдет из печати в I квартале 2005 г.
НАВЕРХ
|